|
…сследовательской компетенции учащихся, воспитание информационной культуры. | ||
Исследовательская деятельность | |||
Занятия в объединениях, кружках. | |||
Школьный этап всероссийской олимпиады школьников | Обучение технологии выполнения олимпиадных заданий и исследовательских работ. | ||
Муниципальная олимпиада | |||
10-11 | Урок | Эстетическое воспитание, развитие творческих, художественных способностей учащихся, создание ситуации успеха, социализация разновозрастных групп через участие в общешкольных проектах. | |
Элективные курсы | Повышение качества знаний учащихся по общеобразовательным программам. | ||
Внеурочная деятельность | |||
Всероссийская олимпиада школьников | Совершенствование технологий выполнения олимпиадных заданий. | Повышение мотивации изучения предметов повышенного уровня. | |
Исследовательская деятельность | Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научной, справочной литературой, Интернет-ресурсами. | Познавательная и творческая активность, формирования аналитического и критического мышления, обобщение и систематизация научного исследования, воспитание культуры публичного доклада с грамотным применением компьютерных презентаций. | |
|
|
2. Раздел программы
«Развитие муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 7 посёлка Северного на 2011 – 2015 годы».
«Повышение качества оказания
образовательных услуг»
1. Развитие независимых форм оценивания и реализация мероприятий, направленных на проведение мониторинга достижений учащихся.
Усиление роли среднего общего образования в социально-экономическом развитии страны связано с повышением его качества; приведением содержания образования, технологий обучения и оценивания качества образовательного процесса в соответствие с требованиями современного общества; разработкой механизмов управления, адекватных задачам развития системы среднего общего образования. В связи с этим возрастают требования к качеству образования и индивидуального развития современного ученика, актуализируется необходимость адекватных изменений в управлении качеством образовательного процесса (на всех его уровнях и во всех звеньях) как способах достижения изменившихся целей, развитие независимых форм оценивания качества образования.
1.1. совершенствование и расширение комплекса элективных курсов;
1.2. развитие системы дополнительных занятий, способствующих повышению мотивации к изучению основных общеобразовательных предметов;
1.3. внедрение основных принципов национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;
1.4. совершенствование условий для переподготовки и повышения квалификации педагогических работников.
3. Раздел программы
«Развитие муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 7 посёлка Северного на 2011 – 2015 годы».
«Гражданско-патриотическое воспитание учащихся школы»
1.Актуальность проблемы.
В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования является модернизация и развитие гражданского и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Поэтому при формировании личности, необходимо сочетать гражданскую, правовую, политическую культуру и ощутимый вклад должна внести именно современная школа. 2010 год стал годом начала проведения инициативы президента «Наша новая школа». Ее суть - в создании школы, способной раскрывать личностный потенциал детей, воспитывать в них интерес к учебе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни.
Воспитание гражданина является общей целью образовательной системы России. Эта цель нашла отражение в Законе РФ «Об образовании» и в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы».
2. Анализ проблем.
Гражданственность как черта личности заключает в себе внутреннюю свободу и уважение к государству, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства, проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности и формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Чувство патриотизма у юного гражданина- это не только результат его знаний о своем Отечестве, это сложившийся внутренний образ, который становится регулятором его собственного поведения и критерием оценки поведения других людей.
Отношения формируются в результате усвоения ценностей, норм, правил, идеалов данного общества.
Анкетирование позволило сделать следующий вывод: учащиеся понимают и принимают патриотизм как ценность, но слабо представляют его на практике.
Причиной падения патриотизма в молодежной среде явилось отсутствие патриотической идеи в обществе, второе место занимает отрицательное влияние друзей и сверстников, третьей причиной респонденты называют ненормальную обстановку в семье. Подобное положение дел заставляет задуматься о причинах такого упадка патриотизма. Как оказалось, корень проблемы заключается не столько в отношении молодежи к патриотизму, сколько в отношении ее к власти и государству.
По словам президента РФ Д. Медведева, гражданско-патриотическим воспитанием «нужно заниматься, заниматься и в школе, и в студенческих коллективах, но заниматься так, чтобы это создавало соответствующее желание у наших молодых людей, школьников и студентов изучать историю страны, создавало ощущение причастности к сегодняшнему дню и гордости, конечно, за те события, которые были в прежний период».
Целью раздела программы по гражданско-патриотическому воспитанию в школе является создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения.
Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:
· повышение качества функционирования системы гражданско-патриотического воспитания;
· развитие форм и методов гражданско-патриотического воспитания на основе новых информационных технологий;
· формирование у учащихся ответственности, гражданской активности, стремления к самореализации;
· воспитание толерантности;
· формирование чувства гражданского долга;
· формирование чувства любви к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, нормам общественной жизни.
3. Концепция раздела программы.
Гражданско-патриотическое воспитание в школе – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки учащихся к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.
Программа предполагает взаимосвязь таких понятий как «гражданское образование» и «патриотическое воспитание». Работа по гражданско-патриотическому воспитанию осуществляется через организацию учебных занятий, проведение внеклассной и внеурочной работы. Основной формой учебной работы остается урок, который в воспитательной системе становится воспитательным комплексом, где интегрируются воспитательные воздействия в целостный воспитательный процесс. Поэтому для повышения воспитывающего характера обучения целесообразно:
- усилить гуманитарную направленность всех учебных дисциплин: в традиционные предметы включить материал помогающий детям понять себя, мотивы своего поведения, отношения к окружающим, проектировать свою жизнь;
- использовать активные формы и методы образовательной деятельности, ее открытости, разнообразие учебно-методических материалов, форм и приемов учебной и внеучебной работы, развивающей знания и навыки, повышающие социальную и культурную компетентность личности.
Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение, влияние социальной и предметно-эстетической среды.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Основные направления гражданско-патриотического воспитания.
Основные направления гражданско – патриотического воспитания в школе сформированы на основе базовых направлений, выделенных в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010годы»:
Для успешной реализации программы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся в школе созданы следующие условия:
- в школе создана воспитательная система, основанная на взаимоуважении, взаимной ответственности всех участников образовательного процесса и конструктивном взаимодействии и сотрудничестве педагогического, ученического и родительского сообщества;
- функционирует система дополнительного образования;
- разработана система традиционных общешкольных мероприятий и творческих проектов;
- развивается школьное ученическое самоуправление;
- используются новые подходы к организации воспитательного процесса и внедряются современные технологии в процесс патриотического воспитания.
Гражданско-патриотическое воспитание в школе включает в себя три возрастные ступени, каждая из которых имеет свои методологические особенности. В начальной школе ведущей формой деятельности является игровая, введение детей в мир русской культуры, содействие принятию ими нравственных ценностей: единства человека и природы, любви к родной земле, трудолюбия, милосердия и т.д. Учебные курсы «Кубановедение», «Окружающий мир», спортивные секции, занятия внеурочной деятельности (ФГОС) «Моя родословная», «Узнаем сами», «Школа вежливых ребят», традиционные школьные мероприятия «День Матери», мероприятия месячника оборонно – массовой и военно – патриотической работы, «День Победы» позволяют воспитать в детях основы национального самосознания и достоинства, чувство уважения к своей истории, культуре, традициям, к внутреннему миру человека и в итоге формируют осознанное патриотическое чувство. Ведь именно этот возраст наиболее восприимчив для усвоения ценностей общества, развития творческих способностей и нравственных норм. На первой ступени начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество. А решение одной из главных задач образования на данном этапе - развитие творческого потенциала младшего школьника - помогает сформировать личность, способную внести свои вклад в жизнь страны.
Вторая ступень (среднее звено) продолжает формирование систему ценностей и установок поведения подростка, помогает приобрести основные ключевые компетентности, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. Учащиеся вовлекаются в общественно-полезную деятельность. На этом этапе стержнем гражданского образования является формирование уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом. Этому способствуют учебный курс «Обществознание», «Кубановедение». Работа в данном направлении реализуется также посредством традиционных школьных коллективно- творческих дел, ролевых игр, творческих проектов.
На третьей ступени (старшая школа) углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, происходит познание философских, культурных, политико-правовых и социально-экономических основ жизни общества, определяются гражданская позиция человека, его социально-политическая ориентация. Задача реализуемой на данном этапе программы состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность по различным направлениям, формировали здоровый образ жизни. Курс обществознания, кубановедения позволяет учащимся усвоить наиболее актуальные обобщенные знания о человеке, обществе, об основных областях общественной жизни. На таких занятиях подростки приобретают опыт освоения основных социальных ролей (члена семьи, гражданина, избирателя, собственника, потребителя и т.д.).
5. Основные формы работы по реализации раздела программы.
Содержание гражданско-патриотического воспитания основывается на соответствующих формах воспитательной работы:
- тематические классные часы;
- ведение курса обществознание с 5 по 11 класс;
- ведение курса «Кубановедение» с 1 по 11 класс;
- посещение музея ст.Павловской;
- изучение истории своей семьи, семейных традиций;
- изучение народных традиций и обычаев, истории своего поселка, школы;
- кружковая работа;
- проведение общешкольных мероприятий;
- встречи с ветеранами ВОВ и участниками боевых действий в горячих точках;
- военно- патриотическая игра «Зарница»;
- участие в конференциях, конкурсах, смотрах;
- создание школьного музея.
6. Механизм реализации раздела программы.
Механизм реализации программы основывается на совершенствовании методов работы школы и всех заинтересованных сторон, в целях обеспечения влияния на процесс воспитания, консолидации и координации деятельности.
Направление | № п/п | Мероприятие | Сроки | Ответственные |
Научно –методическое обеспечение | 1 | Систематизация нормативной базы (федеральные программы, образовательные программы, программы дополнительного образования, методические письма и др.) | 2010-11г. | Администрация школы |
| 2 | Изучение позитивного опыта деятельности ОУ района, края по организации и содержанию гражданско-патриотического воспитания | 2010-11г | Руководители ШМО гуманитарного цикла и классных руководителей |
| 3 | Использование программного обеспечения «Краеведение» | 2011-2014 | Заместитель директора по ВР |
| 4 | Проведение семинаров: Права человека в современном мире; Социально-гражданская компетентность | 2013-2014 | Заместитель директора по ВР |
| 5 | Представление позитивного опыта учителей-предметников и классных руководителей | 2014-2015 | Заместители директора по УР, ВР |
Работа с учащимися | 1 | Развитие гражданско – правового сознания на уроках. | 2011-2015 | Учителя- предметники |
| 2 | Проведение тематических классных часов | 2011-2015 | Классные руководители |
| 3 | Знакомство учащихся с выдающимися гражданами России и мира. | 2011-2015 | Классные руководители |
| 4 | Проведение деловой игры «Выборы» | Ежегодно | Зам. директ. ВР |
| 5 | Проведение предметных недель | Ежегодно | Зам. директора по УР и ВР |
| 6 | Участие в районных смотрах и конкурсах | Ежегодно | Зам. директора по УР и ВР |
| 7 | Проведение экскурсий | Ежегодно | Классные руководители |
| 8 | Проведение месячника военно-патриотической и оборонно-массовой работы | Ежегодно февраль | Зам. директора по ВР Учитель ОБЖ Кл. руковод. |
| 9 | Организация школьного самоуправления | 2011-2012 | Заместитель директора по ВР |
Работа с родителями | 1 | Проведение родительских собраний | Ежегодно | Администрация |
| 2 | Привлечение родителей к участию в общешкольных мероприятиях | Ежегодно | Классные руководители |
| 3 | Участие родителей в организации экскурсий | Ежегодно | Классные руководители |
Работа психолога | 1 | Проведение исследования по изучению уровня воспитанности учащихся | Ежегодно | Психолог |
| 2 | Проведение сравнительного анализа по полученным данным, в ходе проведения диагностики | Ежегодно | Психолог |
7. Ожидаемые результаты
Оценка результативности реализации программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которые выступают в качестве обобщенных оценочных показателей.
Критерии:
- наличие социального положительного опыта;
- наличие устойчиво-положительной гражданской позиции;
- участие учащихся в общественной деятельности школы, а также в деятельности общественных организаций;
- сформированность интеллектуального потенциала личности;
- сформированность нравственного потенциала учащихся;
- сформированность основ коммуникативных навыков.
4. Раздел программы
«Развитие муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 7 посёлка Северного на 2011 – 2015 годы».
«Здоровьесбережение»
Здоровье подрастающего поколения – важный показатель качества жизни общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и формирующий ее развитие в будущем. Сегодня безопасность страны, политическая стабильность и экономическое благополучие находятся в тесной причинно-следственной связи с суммарным потенциалом здоровья детей, подростков, молодежи. По мнению большинства исследователей данной проблемы, именно в этом отношении ситуация в современной России вызывает наибольшую тревогу и опасения. Стратегические направления государственной политики в области сохранения здоровья подрастающего поколения регламентируются ФЗ «Об образовании», Семейным кодексом РФ, «Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан», отражены в концепции модернизации российского образования «Наша новая школа».
Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) признано, что здоровье – это не просто отсутствие болезней, а состояние физического, психического и социального благополучия. При этом подразумевается гармоничное сочетание социального, физического, интеллектуального, эмоционального и духовного аспектов жизни. Осуществить такую деятельность способен только человек, обладающий определенным мировоззрением, высоким уровнем развития личности, определенными убеждениями и установками, а также всесторонними знаниями, умениями и привычками здорового образа жизни.
Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья – дело не только семьи, но и педагогов. Здоровьесбережение стало одним из атрибутов образовательного процесса в школе. Оно проявляется в применении здоровьесберегающих технологий, организации здоровьесберегающей среды, совместной деятельности учителей, медицинских работников, социального педагога, психолога, нацеленной на формирование культуры здоровья учащихся.
Можно считать, что здоровье ученика в норме, если в физическом плане - умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справиться с учебной нагрузкой.
По итогам мониторинга учащиеся нашей школы распределены по группам здоровья:
Группа здоровья | 2008-2009 учебный год | 2009-2010 учебный год | 2010-2011 учебный год |
1 | 12% | 11,4% | 11,6% |
2 | 35% | 40,9% | 46,8% |
3 | 53% | 47,7% | 41,6% |
Анализ заболеваемости учащихся школы показал, что практически здоровых (1 и 2 группы) насчитывается почти 60%, и все же около 40% учащихся относятся к 3 группе здоровья. Необходимо также сказать об учащихся с функциональными нарушениями в организме (2 группа здоровья), составляющих в данном конкретном случае 47% . Причем, за последние 3 года их количество увеличилось на 11%, однако учащихся с 3 группой здоровья сократилось почти на 11%
Динамика заболеваний у учащихся школы:
Заболевания | 2008-2009 учебный год | 2009-2010 учебный год | 2010-2011 учебный год |
Органов зрения | 8,1% | 8,5% | 8,6% |
Органов дыхания | 1,8% | 1,2% | 0,9% |
Нервные заболевания | 5,4% | 3,6% | 3,4% |
Органов пищеварения | 7,2% | 7% | 6,8% |
Эндокринной системы | 4% | 3,2% | 3,4% |
Костно-мышечной системы | 33,6% | 34,6 % | 35,7% |
Мочеполовая система | 3,6% | 3,6% | 3,8% |
Органов слуха | 0,9% | 0,7% | 0,4% |
В результате анализа структуры заболеваемости учащихся школы выделены ведущие формы имеющейся патологии. К ним относятся нарушения зрения и нарушения осанки. Близорукость и другие нарушения зрения занимают особое место в вопросах охраны здоровья школьников, так как за время обучения в школе количество детей с данной патологией возрастает. Изменяется, не в лучшую сторону, процент детей имеющих патологии в нарушении осанки. Этому способствуют такие факторы, как несоблюдение гигиенических норм естественного и искусственного освещения, несоответствие размера школьной мебели росту учащегося (в школе для уч-ся приобретается регулируемая мебель) и неправильная поза во время учебных занятий (за этим мы можем и должны следить на уроке). Отметим снижение заболеваний органов дыхания за последние 3 года и стабильный (достаточно высокий) показатель нарушений осанки.
Современная наука утверждает, что 20% уровня здоровья зависят от наследственных факторов, 20% - от экологии, 10% - от деятельности здравоохранения, остальные 50% - от образа жизни человека. Понятие «образ жизни» включает физическую, психоинтеллектуальную и трудовую деятельность; двигательную активность; общение и бытовые взаимоотношения, привычки, режим, особенности работы. Образ жизни, положительно влияющий на здоровье, определяется понятием «здоровый образ жизни». Нельзя улучшить свою наследственность и лично повлиять на уровень здравоохранения, нельзя значительно изменить экологические условия своего существования, но образ жизни, который человек выбирает, целиком зависит от него самого. Наша роль педагогов состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребёнка и воспитывающего ценностно- мотивационное отношение к здоровью.
Ознакомившись с результатами мониторинга состояния здоровья учащихся и наиболее важными факторами, влияющими на него, изучив опыт работы учителей школы по формированию навыков здорового образа жизни в ходе учебно-воспитательного процесса, проанализировав показатель социально-педагогического здоровья учащихся школы, мы определили цель программы «Здоровье»: создание целостной системы, способствующей сохранению, укреплению здоровья и обеспечения психологического комфорта всех участников образовательного процесса.
Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности.
Для успешной реализации раздела программы в школе созданы необходимые условия:
Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Многое здесь зависит от семейного воспитания, но, учитывая, что дети проводят в школе значительную часть дня, заниматься их здоровьем должны, в том числе и педагоги.
Встреча ребенка со школой происходит в возрасте, рецептивном к педагогическому воздействию и, следовательно, к формированию жизненно важных мотивов, в том числе мотивов здоровья. Поэтому решить проблему сохранения и укрепления здоровья способны лишь медицина и педагогика совместно.
Главных факторов риска в педагогике, а точнее в реальной деятельности школы три:
Состояние здоровья имеет большое значение, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности. Поэтому учителя школы строят урок с учетом динамичности учащихся, их работоспособности, создавая благоприятный эмоциональный настрой. Особое значение для этого имеет соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чист